понедельник, 14 марта 2011 г.

Пропаганда, шитая зелеными нитками

На очереди еще один фильм о гармоничной жизни примитивных народов и про звериный оскал капитализма. "Прекрасная зеленая" (la belle verte) или другое название "Зеленая красавица" - французская комедия 1996 года, запрещенная к показу во Франции (так говорит википедия).

Сюжет фильма довольно простой и разворачивается стремительно, как и бывает во французских комедиях: существует некая планета,  на которой только один материк,  весь покрытый зеленью, абсолютно весь. Климат на планете настолько теплый, что ее обитатели не заморачиваются жильем, а спят прямо на земле, круглый год собирают урожай фруктов и злаков, а свободное время посвящают играм. В целом их общество напоминает общество изобилия африканских племен, только люди в фильме все почему-то неполиткорректно белые. По этому поводу можно вспомнить несколько расистских шуточек, которые объяснят, почему у жителей планеты райская жизнь (они расисты, как сами и сознаются).


Кроме натурального хозяйства и акробатики здесь еще балуются телепатией и телепортацией, да живут лет триста. На очередном собрании планеты совместно решаются вопросы продовольствия, образования, размножения и путешествий на другие планеты. Желающих сгонять на другие планеты хоть отбавляй, а вот на Землю никто не торопится (у меня были подозрения, что это связанно с событием двухтысячелетней давности). Соглашается только  Мила (Колин Серро - сценарист, композитор, режиссер, акробат на трапеции этого фильма), которой отец, незадолго до своей смерти, поведал о том, что родилась она на Земле от земной женщины.  Ей интересно узнать какой жизнью жила ее мать и посмотреть на свой родной дом.

Марион Котийяр
Ну что же, в путь. В Париж! Миле дают наставления, и загружают телепатически программы, которые помогут ей выучить европейские языки и при желании "отключить" парижан от "цивилизации", чтобы пообщаться с ними тет-а-тет. В Париже она в восторге от обилия высоких деревьев, но недовольна загрязненным выхлопами воздухом, тем, что на тротуаре валяются собачьи какашки, а горожане на редкость не приветливы. Местная еда и вода не пригодна для употребления, тем более, что Мила практикует веганство и сыроедение, а вокруг лишь безумный, безумный мир. Поэтому ей только и остается, что "отключать" людей от цивилизации, чтобы добиться помощи: так политики начинают говорить с экрана телевизора правду,  врач отказывается от работы и решает больше времени проводить с семьей, а футболисты на поле устраивают кордебалет со страстными поцелуями в конце (а что, Алехандро Ходоровски как-то назвал  футбол пиром гомосексуальной фантазии). Да, в этом фильме снова появляется Марион Котийяр (качество рипа не очень, поэтому картинки будут рандомными).

Химба
Но не всё на Земле потеряно, бок о бок с неразумными цивилизованными дураками существуют развитые африканские племена, не бушмены, конечно, хотя фильм мне рекламировали как фильм с бушменами в эпизодической роли. Судя по красному оттенку кожи, это было племя Химба (они тоже живут в Намибии). Кожа становится такого цвета из-за мази, в составе которой есть глина. Эту мазь женщины используют в целях гигиены и чтобы защитить кожу от солнечных ожогов. Так вот, по фильму, африканское племя тоже обладает способностями к телепатии и имеет схожий образ жизни, с жителями зеленой планеты. Но у племени только камео в этом фильме.

Вдобавок, инопланетяне рассказывают, что когда-то они проходили те же периоды жизни, что и земляне, у них тоже была индустриальная эпоха, которая закончилась бойкотированием вредных производств и тогда жители всей планеты выставили из дома вредные стиральные машины и микроволновые печи, полностью изменив свой образ жизни.

Фильм произвел на меня двоякое впечатление. Вроде бы  затрагиваются важные и современные темы: проблемы экологии, гуманного обращения с животными (почему-то на зеленой планете не было даже птиц), человеческих отношений и т.д. Но фильм слишком болтлив для этих тем. Невольно начинаешь сравнивать его с обеими частями "Богов", где те же проблемы с молчаливым укором смотрели на зрителя, а герои говорили о чем-то ином: о починке автомобиля, слоновьем навозе и "женевской конвенции". Если после "Богов" погружаешься в глубокую думу о судьбах родины и мысли занимают бушмены "как они там в своей Африке?", то Колин Серо только зачитывает идеи анархо-примитивизма,  приправленные  Кашпировским. Ну что ж, у анархо-примитивистов есть разумные идеи, некоторые из них я поддерживаю. Но прием "я знаю как надо", в художественном кино проигрышный, зрителю приятнее додумывать, самому пытаться найти ответы, а в данном случае, открытым текстом, предлагается напялить шкуры и валить в пещеры, прямо после просмотра этого фильма. Тут возникает вопрос, а так ли плоха цивилизация? Например, появление экстренной медицины: в начале фильма говорится о том, что некий гражданин умер довольно рано (в 200 с чем-то лет), из-за того, что на него упал камень. Выходит не всегда в их мире помогает прикладывание лекарственных трав (которых почему-то еще на всех не хватает) или сеансы телепатии.  Что-то ты недоговариваешь Колин, когда хвалишь свою планету, это же чистой воды - пропаганда.

Марион и зеленая капуста
Фильм очень французский, а у французов всегда довольно несуразные сюжеты. Спасает их только нетривиальная актерская игра, а здесь ее нет. Нет, актеры, конечно, стараются рассмешить: делают рожицы, ставят рожки и картавят, но это всё не то, не смешит до колик в животе. Для сравнения можно посмотреть "Миллион лет до нашей эры" (с Жераром Депардье) тоже про дикарей. С другой стороны, на фоне обилия фекалийных потоков кинематографа фильм не так уж и плох. Может поэтому мне было не жаль времени на его просмотр и даже на то, чтобы написать про него в своем бложике небольшую историю.

Да, если вдруг задумаетесь после просмотра о судьбах родины, то лучше прочитайте книгу про "Синдром потреблятсва".

2 комментария:

  1. Кино все-таки слишком наивное и местами бредовое, но в духе "моешь грязные пальцы и лечишься от глистов".

    ОтветитьУдалить
  2. Кстати, оказывается режиссер давно интересуется всякими штучками в духе анархо-примитивизма: у нее и документалка есть - Solutions locales pour un désordre global (2010) - на эту тему.

    PS "Сам напиши - сам поспорь"

    ОтветитьУдалить